Исследовательская работа начинается с выбора темы. Тему работы ученик выбирает самостоятельно. В настоящее время скачать в интернете работу практически по всем предметам не представляет никакой трудности. Множество работ повторяют друг друга с минимальным изменением текста. Уникальных работ очень мало. Если вы хотите, чтобы ваша творческая научно-исследовательская работа имела успех, даже на внутришкольном уровне, то ее необходимо сделать и преподнести так, как до вас это никто, или почти никто не делал. Кстати, это относится ко всем исследовательским работам любого уровня.

Тема творческой работы должна быть интересна для ученика. Для выбора темы не стоит выбирать слишком простую, в результате которой будет получен результат, не имеющий никакой научной ценности.

Вызвать интерес к работе у учащихся можно показом простейших физических и химических экспериментов, которые не могут быть неинтересными, не захватывать воображение учащихся.

Моя личная рекомендация: тема исследования должна быть интересна прежде всего учителю. Если она не вызывает у руководителя чувства подъема и жажды работать, то вы не сможете увлечь этой темой ученика.

Если тема выбрана неудачно, то длительная работа  обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках школы  и ограниченности времени).                

Количество тем, требующих разработки и теоретически, и практически, неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы.

К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:

  1. В соответствии с тем, что тему работы определяет предмет исследования, необходимо в первую очередь установить объект и предмет исследования.
  2. Важнейшим критерием правильности выбора темы является ее актуальность. (т. е. тема должна быть полезной для удовлетворения научных, социальных, технических и экономических потребностей общества).

Из собственного опыта работы могу сообщить следующее. Из разговоров с учащимися 9-х классов выяснилось, что их интересуют вопросы экологического направления. Представлялось интересным узнать о чистоте воздуха в районе, а также питьевой воды из разных источников, из которых люди брали воду, считая ее почти целебной. Постепенно, в диалоге, мы выяснили, что чистоту воздуха мы можем определить лишь косвенно, по степени чистоты снега на определенном участке территории. Нами был выбран пришкольный участок и три наиболее интересные для детей точки отбора. Так была выбрана тема "Снег как индикатор чистоты окружающего воздуха в районе пришкольного участка".

При разработке темы о степени чистоты природных вод в Курортном районе мы пришли к выводу, что помимо воды необходимо исследовать и почву возле источников, так как загрязнения из почвы вполне могут попасть и в воду. К тому же стало интересным изучить степень загрязненности в динамике, осенью и весной. Позднее мы решили расширить исследование и определить также степень чистоты снега на этих же участках, так как методика этого исследования была отработана. Так появилась тема "Экологический мониторинг ряда природных объектов г. Сестрорецка".

В Приложении предложены примерные темы для исследований. И сразу видно, что их действительно бесконечное количество, поскольку мир бесконечен в своем многообразии. Нужно лишь немного отойти в сторону и посмотреть на него другими глазами, чтобы это увидеть. И главные вопросы, которые нужно задать себе при этом, это: "А что будет, если....." и "Что это и какое оно?".