В этом году ты принимаешь участие в исследовании, которое проводится Министерством просвещения Российской Федерации и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. В нем будут участвовать 154 школы Санкт-Петербурга, в том числе твоя школа.

Это исследование особенное. Оно не контролирует знания. Тебе будут предложены конкретные ситуации – и потребуется в них разобраться, опираясь на знания в области русского языка, математики, физики, химии, биологии, географии. Но пересказывать то, что ты знаешь, не придется. Придется знания использовать. Для тебя это скорее всего не очень привычно. Ведь школа постоянно контролирует, как ученики усваивают предметные знания. Но, к сожалению, совсем не всегда оценивается то, понимают ли ученики, что с этими знаниями делать, как их применять на практике.

Можно вызубрить формулы сокращенного умножения, но не уметь оценить выгодность тарифа мобильной связи. Можно знать части речи и члены предложения, но не уметь понять содержание текста, разобраться в том, можно ли доверять информации, которая в нем представлена. Можно знать климатические зоны, но не понимать, как климат влияет на решение экономических задач.

Работа с образцами заданий поможет тебе лучше справиться с исследованием.

Эти задания сформулированы по образцу заданий «Международной программы по оценке образовательных достижений школьников», в которой принимают участие 15-летние школьники из 79 стран. Проводится оно уже 20 лет. Это означает, что можно сопоставить результаты твоей школы с результатами школ в других странах мира.

Исследование включает тестирование и анкетирование. На тестирование отводится 2 часа, на анкетирование — 30 минут. Все проходит в компьютерной форме. Чтобы результаты школы были признаны надежными, участникам исследования нужно выполнить как можно больше заданий и ответить на все вопросы анкеты (это вопросы об отношении к школе, к учебе, о планах на будущее, о глобальных проблемах, существующих в мире, и т. д.)