При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей:

  1. Статьи 13, 17, 34 «Конвенции о правах ребенка» Генеральной Ассамблеи ООН обязывают государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода». Статья 19 Конвенции закрепляет обязанность государств принимать «все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»;
  2. Статья 20 «Международного пакта о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что «всякая пропаганда войны», а также «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом»;
  3. Пункт 5 Статьи 9 Палермского Протокола от 15 ноября 2000 года предусматривает введение запрета на производство и оборот материалов, пропагандирующих преступления, связанные с торговлей людьми, включая пропаганду порнографии, эксплуатации проституции и иных коммерческих сексуальных услуг;
  4. Статья 15 Модельного закона «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» N 14-9, принятого постановлением на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 16 октября 1999 г., устанавливает основные гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Закон обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе, от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.


Примечание:
Важно отметить, что Европейский суд по правам человека признал защиту нравственности в демократическом обществе легитимной целью ограничения свободы выражения мнения, в соответствии с частью 2 статьи 10 «Европейской конвенции по правам человека». Суд подтвердил, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции. При нарушении закона предусмотрено применение штрафных мер, конфискации и других санкций, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц (таких как дети), нуждающихся в особой охране, в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости.
К правовым основам информационной безопасности детей на территории Российской Федерации можно отнести:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующий отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции;
  2. Федеральный закон от 3 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяются при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в местах, доступных для детей, а также при предоставлении, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 436-ФЗ доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей.
При этом, в целях обеспечения информационной безопасности детей, организациям и физическим лицам рекомендуется реализовать комплекс административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.